Фрагмент для ознакомления
2
формировал свое видение, которое определяло сущностные характеристики этой категории. Дискуссионных вопросов здесь оказалось довольно много, но в результате эволюции в аксиологии можно выделить три основных подхода к проблематике понимания ценностей: ценности – это высшие общественные идеалы; это выражение полезности и значимости; это значимость и идеал одновременно.
И. Кант, будучи у истоков этой проблематики, понимал, что нельзя смешивать ценность с тем предметом, объектом, который является ценностью, он указывает на возможность объективности ценностного суждения без признания объективности самих ценностных качеств. Именно в таком ключе наиболее актуальным представляется феноменологическая трактовка, которую сформировали М. Шелер и Н. Гартман, беря за основу общее учение феноменологии Е. Гуссерля. Так, существование ценностей совсем не зависит от того, чувствуем мы их или нет. Характерной особенностью ценностей является их трансцендентальность – автономность относительно исторического пространства и времени. Ценности обладают свойством априорности, поскольку указывают человеку нормы долженствования и оценок .
Во время анализа этой проблематики не могу не обозначить свое отношение к раскрытию ценностей через потребности человека или разных социальных групп. Так, достаточно широко, например, трактует это понятие Н. Неновский: «Ценностями называют все, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, должное. Они представляют собой цели, к которым стремятся люди и связанные с удовлетворением их потребностей». Ценность права, в свою очередь, он кратко определял как положительную значимость (роль в удовлетворении потребностей субъектов) и признавал возможным определять также термином «полезность права».
Достаточно обоснованно отделяет ценности от потребностей Д.А. Леонтьев, утверждая, что потребности вытекают из индивидуального отношения к миру, а ценности – из коллективного опыта социальной общности, потребности постоянно меняются; ценности характеризуются относительной статичностью, потребности локализованы, так сказать, внутри, а ценности – извне, потребности – «толкают», а ценности «притягивают», потребности связанные с объективными условиями жизни, а ценности – с идеалами (моделями должного). Также акцентируем внимание на том, что понятие «ценность» следует отличать и от понятия «значимость», они соотносятся, но не тождественны. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения, значимость может иметь характер не только ценности, но и анти ценности, то есть вреда. Акцентировав внимание на сложности в понимании ценностей и разграничение их со смежными понятиями, перейдем к анализу юридических ценностей.
Целью акцентирования внимания на праве как ценности является логическое изложение норм и оценок в праве. Это в свою очередь приводит к квалификации фактов как ценностей, а юридическое закрепление этих фактов обуславливает ценность самого права. Диалектика правовых ценностей подразумевает как отрицание и видоизменение, так и сохранение их содержания. Ценности, связанные только с конкретным обществом, при переходе к новому периоду (эпохе) и новому обществу трансформируются или упраздняются. Возникают новые ценности, либо ценности переходят в неценности и наоборот.
Таким образом, например, в западном правосознании и праве общественная форма собственности не воздвигается в правовую ценность: такой ценностью для них служит частная собственность. В восточном же обществе всё происходит по-другому. Существуют и другие примеры всеобщего значения. Отношение к охране окружающей среды в прошлом находилось почти вне сферы ценностей, теперь же по причине изменившихся условий человеческой жизни оно является ярко выраженным и проявляется на правовом и международном уровне.
Ценности в праве развиваются активно – это результат прогрессивного развития общества. Прогресс в правовых ценностях выражается в первую очередь в том, что всё более императивно устанавливается взгляд на человека как на высшую ценность. Правовые ценности и правовые нормы взаимосвязаны и находятся в соответствии между собой. То, что норма устанавливает и охраняет, есть ценность, а то, что она ограничивает или запрещает, – неценность. Системе правовых ценностей соответствует система правовых норм.
Правовая ценность относится по отношению к правовой норме одновременно как основная (идеальная) цель и объект охраны. Иерархия правовых ценностей определяет иерархию правовых норм. В случае если нормы и ценности установлены только на законодательном уровне, нельзя говорить о праве в собственном смысле слова, так как оно не будет соответствовать своему понятию. Возникает вопрос: соответствуют ли содержание и характер ценностей, которые в определенный период и в конкретном обществе официально утверждаются правовыми, общественному прогрессу. У каждого общества существуют свои ценности, но общая система ценностей также не едина .
Оценочная функция правосознания состоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект правосознания оценивает действующее право и реальную правовую действительность, а это значит, что право, правовая культура и правосознание помогают выстроить систему ценностных ориентаций, как конкретного человека, так и общества в целом. Ценности общего значения несамостоятельны, так как не существуют вне воздействия соответствующей ценностной системы.
Из этого следует, что единая система правовых ценностей обеспечивает единство правовой системы, но она не в силах противодействовать внутренним противоречиям, возникшим на ценностной основе. Эти противоречия усиливаются, когда общество вступает в период кризиса, что является следствием быстрых перемен в общей системе ценностей. Через призму нормативной иерархии можно обнаружить охраняемую правом ценностную иерархию. Хотя нет единого критерия построения иерархии правовых ценностей, но все они находятся в оценивающем субъекте (потребности, интересы и цели, на основе которых он формулирует свое отношение к ценностям, соотносит их, выстраивает по значению и определенным образом закрепляют их юридически).
В первую очередь, иерархия правовых ценностей – это факт общественного правосознания. Через правосознание происходит усвоение ценностных ориентаций человека, социализация личности, формируются правовые установки, в совокупности образуя стимулы правомерного и неправомерного поведения. Изначально в структуре правосознания происходит соотнесение правовых ценностей друг с другом, а затем правовых ценностей с правовыми нормами, то есть соотношение правовых ценностей и правовых норм получает первое свое проявление в правосознании. Затем две соответствующие друг другу иерархии (ценностей и норм) закрепляются в структуре закона: в разных по юридической силе правовых источниках закрепляются разные по силе правовые нормы, за которыми стоят ценности. В конечном итоге, иерархия правовых ценностей и нормативная иерархия объективируется и проявляются в правовом поведении – в реальной действительности субъектов права.
Иерархизация правовых ценностей и правовых норм определяет тех и других как системы, в которой одни звенья обслуживают другие. Это значит, что одни правовые ценности занимают роль целей, а другие – средств. Из данной формулировки следует, что чем выше стоят ценности в ценностной пирамиде, тем больше выступают как цели, а чем ниже, тем больше как средства.
Так, их значение целей становится всё более условным и относительным и может даже сойти на нет. Высокими общественными целями, в том числе и целями для права, являются именно основные ценности. Правовые нормы служат средствами реализации социальных целей. Поэтому и правовые нормы в своей собственной внутренней иерархии занимают по отношению друг к другу положение норм-целей и норм-средств. Как известно, правовые ценности формируются как антиподы правовых неценностей.
В зависимости от места ценности (неценности) в данной иерархии создаются соответствующие правовые средства для закрепления и охраны одной, вытеснения и ликвидации другой, определяется вид правового регулирования, характер и степень юридического поощрения или юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной).
Базовые юридические ценности – это, конечно, государство и право и производные от них явления политико-правовой действительности: власть, юридические нормы, формы государства и права, правопорядок, правоотношения, юридический процесс и тому подобное. Привнесенными ценностями могут стать любые явления, оцененные сквозь призму этой юридико-властной деятельности. Государство и право являются наиболее важными общими юридическими ценностями, необходимыми формами организации общественной жизни, которые призваны обеспечивать и в большинстве случаев обеспечивают, хотя бы в минимальной степени, высшие универсальные ценности: справедливость, равенство, свободу, общее благо, порядок, безопасность, или некоторые из них.
Есть более отдельные ценности, которые охватывают, как правило, не государство и право в целом, а лишь какието аспекты, стороны этих сложных явлений (например, правопорядок, правовая норма, конституция и другие). Когда речь идет о универсальных ценностях, которые проявляются во всем, общественной и личной жизни, заложены в сознании человека, они имеют мировоззренческий характер. Значение этих ценностей для государства и права, как и любой другой сферы деятельности и общественных отношений, проявляется в том, что названные ценности лежат (а точнее должны лежать) в их основе. Это критерий оценки государственноправовых явлений, указание на то, какими должны быть государство и право.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Безземельная О.А., Хасанова У.М. Происхождение и формы государства // News of Science and Education. 2017. Т. 6. № 1. С. 061-064.
2. Герасимова Н.П. Теоретическое осмысление природы ценности права и правовых принципов в науке // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 19. № 2. С. 52-58.
3. Гончарова В.В. Равенство в праве // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CLXVIII международной научно-практической конференции. 2020. С. 149-152.
4. Зябкин А.И. Некоторые аспекты характеристики права как ценности // Право и государство: культурологическое измерение: материалы III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 63-65.
5. Карнович В.С. К вопросу о понятии государства и его сущности // EUROPEAN RESEARCH: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 263-266.
6. Кельзен Ганс. Чистое учение о праве. Сб. пер. Вып. 1. М.: АН СССР ИНИОН, 1987 / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Разумович. М., 1987.
7. Козлихин И.Ю. Правопонимание Ф.А. Хайека // Правоведение. 1992. № 5. С. 67-75.
8. Куликов Е.А. Категория меры в правовой науке: вопросы теории и методологии исследования // Юридические исследования. 2014. № 10. С. 89-99.
9. Лаптева Л.Е. Право как ценность: взгляд из России // Право и государство в современном культурном измерении. V Мальцевские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 131-137.
10. Лободин А.Н. Правовая культура в контексте соотношении понятий «право» и «культура» // В книге: проблемы юридической науки в исследованиях студентов магистратуры: сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 2018. С. 263-265.
11. Макеева Л.Б. Философия эгалитарного либерализма в США: Джон Ролз и Рональд Дворкин История философии. Вып. 12. М.: ИФ РАН, 2005.
12. Матвиенко Е.А., Стрелецкая А.А. О соотношении понятий «свободы» и «права человека» // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы III Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2018. С. 267-269.
13. Медведева Г.Л. Консерватизм и либерализм в современном контексте // Тюменский исторический сборник. Министерство общ. и проф. образования РФ. Тюменский государственный университет. Тюмень, 2012. С. 195-200.
14. Нерсесянц В. С. Право – математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М.: Юристь, 1996.
15. Право: учебное пособие под общ. ред. Т.В. Касаевой, А.А. Шаповалова. Саратов: ИЦ «Наука», 2016.
16. Проблемы теории государства и права: учебник: в 2 ч. / В. А. Затонский, А. Е. Михайлов, А. В. Захаров [и др.]; под ред. А. с. Мордовца, Р. В. Пузикова. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. Ч. 1. С. 148.
17. Самигуллин В.К. Понятие государства: плюрализм мнений // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. Т. 8. № 3. С. 18-20.
18. Севрюков Я.И. Идеологии либерализма, консерватизма, социализма // Границы прав и свобод личности с точки зрения либертарно-правовой теории (к 80-летию академика РАН В.С. Нерсесянца). Сборник трудов международной научной конференции. Редколлегия: Денисенко В.В., Беляев М.А., 2018. С. 397-407.
19. Солнцева Н.О. Развитие идей о равенстве и равноправии в трудах зарубежных философов и правоведов // Аграрное и земельное право. 2015. № 7 (127). С. 39-44.
20. Сорокина Ю.В. К вопросу о соотношении права и свободы // Границы прав и свобод личности с точки зрения либертарно-правовой теории (к 80-летию академика РАН В.С. Нерсесянца). Сборник трудов международной научной конференции. Редколлегия: Денисенко В.В., Беляев М.А., 2018. С. 98-113.
21. Спирова Э.М. Консерватизм vs либерализм // Философская мысль. 2015. № 9. С. 40-60.
22. Суслин Э.В. Теория государства и права: учебное пособие / Э.В. Суслин, Д.В. Рыбин. СПб.: АНО ВО «СЮА», 2018. С. 87..
23. Философия права: Курс лекций: Учебное пособие: в 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2011.
24. Философия права: Учебное пособие / Отв. ред.: Н.Н. Черногор, О.Ю. Рыбаков; Ин-т законодат. и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. М.: Статут, 2018.
25. Харт Г.Л. А Понятие права / Пер. с англ.; под общ.ред. Е.В. Афонасина, С.В. Моисеева. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. С. 164-165.
26. Чернова Э.Р., Хованская А.И. Проблемы происхождения государства и права // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 576-578.
27. Юриков С.Ф. Либерализм и консерватизм как основы современных идеологий // Культурное наследие музеев, библиотек и архивов и проблемы востребованности в туристской индустрии. Сборник материалов VII Международных музейных чтений «Современные проблемы музеологии». Главный редактор Паршиков Н.А., 2015. С. 48-51